Наука и техника
 

Сделано в СССР

Сейчас уже реже, но все же можно услышать слово «совок». Причем самые молодые уже и не понимают, что это, и с чем его едят. Это слово  придумал Градский. Как он сам говорил в одном из интервью, для него это было ласкательное слово. Потом его подхватили фарцовщики. Они его уже употребляли как оскорбительное. Жаль, что эта публика (отцы сегодняшних «гламурят»), истекавшая слюной при виде «фирмы», определила окраску слова. В частности, «совком» называли изделия советской промышленности. Время прошло, советская промышленность почти исчезла. Только на форумах иногда вспыхивают ностальгические «совкосрачи» со сравнениями современной одноразовых китайских поделок и советских «неубиваемых» изделий из отходов, полученных при производстве танковой брони.

Но хочется рассказать о некоторых творениях совка, аналогов которых до сих пор нигде нет и даже не предвидится. Сразу оговорюсь: это всё изделия «оборонки» и авиа-космического комплекса. А как вы хотели? ГАЗ-21 хорошая машина для своего времени.

ГАЗ-21

«Гран-при» на выставке в Брюсселе в 1958 году тому свидетельство. Но сейчас не впечатляет. Вряд ли можно изобрести стиральную машинку, опережающую время и поражающую воображение. Всегда и везде самые высокие технологии в ВПК.

Каспийский монстр

Каспийский монстр на воде.

Глядя на эту машину сразу вспоминается фантастика 50-60-х годов. Что-то мощное, стремительное.

КМ летит над водой

Этот экспериментальный экраноплан был создан в 1966 гениальным конструктором Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым.

Ростислав Евгеньевич Алексеев

Одного создания судов на подводных крыльев хватило бы, чтобы вписать его имя в историю техники, но он создал еще и уникальные экранолёты.

На борту машины, проходившей испытания в Каспийском море, было написано КМ. Это значило «корабль-макет». Западные спецслужбы расшифровали это как «Каспийский монстр». И не удивительно – почти стометровая, хищно выглядящая махина имела взлетную массу в 544 тонны. До появления в 1988 году самолета Ан-225 КМ оставался самым тяжелым летальным аппаратом в мире. Аналогов в мире нет.

Правда, благодаря российско-американской «дружбе», США весьма дешево получили большой пакет информации и благодаря этому сэкономят громадные суммы при создании своего сверхтяжелого экранолёта.

Экраноплан «Орленок»

Десантный экраноплан "Орлёнок"

В 1970 году был спущен на воду десантный экраноплан «Орленок». Хоть и более скромный по размерам, он брал на борт 200 морпехов или две БМП. Всего планировалось построить 120 машин, но в 1984 году умер Устинов, и программу закрыли. Было выпущено только пять экземпляров. Последний «Орленок» списан в 2007 году. Аналогов в мире нет.

Экраноплан «Лунь»

Экраноплан-ракетоносец "Лунь"

Противокорабельный ракетоносец-экраноплан был создан в 1987 году на основе конструктивной схемы «Каспийского монстра». Эта 400-тонная машина несла на себе шесть противокорабельных ракет «Москит».

Пуск противокорабельной ракеты с экраноплана "Лунь"

Лунь отличался от «КМ» вдвое большей мореходностью – 6 баллов. Был построен только один экранолёт. СССР распался, финасирование прекратилось. Второй экранолёт не был достроен. Программу закрыли. Аналогов в мире нет.

Продолжение следует...

 
 

Комментарии (2)

  • 0 
    ГАЗ-21 это уже ретро автомобиль. При виде такого на дороге невольно вслед поворачивается голова. Думаю многих этот авто сейчас впечатляет)
     
  • 0 
    Ну... Может и впечатляет. Но кого-то и антикварные кофемолки впкчатляют :) Но это не хай-тэк. Даже любители в гаражах делают тачки покруче. :)