Наука и техника
 

Первый пуск

Ракета "Энергия" на старте.

В апреле 1985 год произвели первый запуск ракеты «Зенит». Её первая ступень, по сути - один из четырех разгонных блоков ракеты «Энергия». Двигатель РД-170 отработал, как положено. Но в КБ и на испытательных продолжали напряженно работать над доводкой двигателя.

В январе 1986 года в сборочном цехе, там, где раньше собиралась лунная ракета «Н-1», начались работы по сборке второй ступени – центрального блока. Там трудилось более четырех тысяч рабочих и инженеров. И зря вы думаете, что идеальная чистота, как примета высоких технологий - это только где-то там, а у нас все клепалось на коленке. Нет. В громадном сборочном цехе требовалась почти идеальная чистота. Подсчитывалось количество пылинок в воздухе, и, при превышении допустимых пределов, прекращались работы с пневмогидравлическими системами ракеты. Это ведь не автомат Калашникова, который можно протащить по песку, и ему ничего не будет. Здесь старались не допустить случайностей.

И если вы думаете, что в изготовлении систем, работающих с криогенными компонентами, нет никаких сложностей, то вы очень и очень далеки от истины. Во время пуска стендовой ракеты разрушилась трубка из специальной стали. Срочно исследовали причины разрушения, перепроверили свойства материала и технологию изготовления. В ракете поменяли все трубопроводы высокого давления.

Были проведены сотни и сотни испытаний всех узлов и агрегатов. К маю 1987 года было испытано полторы сотни двигателей РД-170 и более сотни двигателей РД-0120. Каждый тип двигателя «налетал» на стендах по тысяче часов. На тот момент их надежность оценивалась в 99 %. Ракета была готова к главному испытанию – первому запуску.

Но еще задолго до этого было ясно, что «Буран» к этому моменту еще не будет готов. Сама вторая ступень ракеты на орбиту не выходит, а падает в Тихом океане. Поэтому было принято решение сделать габаритно-весовой макет полезной нагрузки. Но от идеи запустить просто болванку отказались. Заодно с испытанием ракеты решили провести серию экспериментов, и для этого создать аппарат «Скиф-ДМ».

Станция "Скиф"

За основу взяли боевую космическую станцию «Скиф», но, естественно, без лазера. За пару лет, максимально широко используя уже готовое оборудование, механизмы и устройства с других изделий, создали 80-ти тонный аппарат длиной 37 и диаметром 4 метра.

Скиф-ДМ

В полете «Скиф-ДМ» должен был провести шесть геофизических и четыре прикладных эксперимента.

В феврале 1987 года он прибыл на Байконур под новым именем – «Полюс».

Ракета "Энергия" с "Полюсом" на борту.

Первоначально ракета должна была стартовать утром. Но, уже после того, как руководители испытаний расписались на ракете, была выявлена утечка гелия на входе в ракету. Расчеты показывали, что падение давления незначительное, и можно не откладывать запуск. Но решили перестраховаться и устранить течь. Причина оказалось обидной – опытный монтажник поставил не ту прокладку.

Надо сказать, что задолго до первого запуска были проанализированы полторы тысячи возможных нештатных ситуаций при запуске. И были предусмотрены меры для их решения.

Запуск был осуществлен 15 мая 1987 года в 21 час 30 минут московского времени.

Когда смотришь видеозапись, кажется, что ракета вот-вот упадет в сторону полезной нагрузки. Но на самом деле ничего страшного не происходит. Просто в момент старта двигатели неуправляемы и находятся в положении, которое не позволяет им коснуться элементов конструкции. Как только они выходят из зоны возможного контакта, автоматика берет управление в свои руки и выравнивает ракету. Во втором запуске, чтобы не шокировать наблюдателей, промежуток между отрывом и включением автомата уменьшили.

На 146 секунде полета отделились блоки первой ступени. Чтобы не повредить ракету, они отделялись скрепленными парами. На 468 секунде полета выключились двигатели второй ступени. Еще через 15 секунд, на высоте 117 километров, отделился «Полюс». Ракета «Энергия» успешно выполнила свое задание.

Но «Полюсу» не повезло. В программе управления, взятой с другого аппарата, находилась команда, которая была лишней для него. «Полюс» находился на ракете двигателями вперед и после отделения должен был развернуться. Но из-за неправильной команды поворот не прекратился. Поэтому после отделения двигательная установка не смогла добавить ему скорость в нужном направлении. Не набрав первую космическую скорость аппарат упал в Тихом океане.