Наука и техника
 

Энергия-Буран

Энергия-Буран

Есть то ли легенда, то ли реальный факт, что одной из причин создания корабля «Буран» были исследования, проведенные в начале 70-ых Институтом прикладной механики АН СССР. Известные ученые М.В.Келдыш, Ю.Г.Сихарулидзе и Д.Е.Охоцимский показали, что разрабатываемый в США космический корабль «Спейс Шаттл» сможет совершить нырок и боковой маневр в атмосфере для нанесения ядерного удара по Москве, который парализует систему боевого управления СССР. Во всяком случае, это написано в мемуарах Бориса Ивановича Губанова – первого заместителя генерального конструктора НПО «Энергия», - а это очень авторитетное свидетельство.

Борис Иванович Губанов. Один из создателей комплекса "Сатана".

В 1975 году НПО «Энергия» завершила разработку предложений для новой ракетно-космической программы. В ней предлагалось создание различных унифицированных носителей и космических аппаратов для высадки на Луну и создания там обитаемой базы. Были также предложены и несколько вариантов многоразовых систем. Но? по настоянию Минобороны приоритет был отдан разработке многоразового космического корабля, способного доставлять на орбиту и с орбиты многотонные грузы. В результате был создан не просто космический самолет, а целая система, и «Буран» только часть ее. Главной задачей системы было комплексное противодействия мероприятиям очень вероятного противника в космосе.

В 1976 вышло постановление о начале работ. В 1979 году сформировался облик системы, и начался выпуск конструкторской документации.

В чём главное отличие «Бурана» от «Спэйс Шатла»? Различие в истоках программы. Программа «Спэйс Шатл» - это только космический самолет и ничего более. А «Буран» был военной ветвью космической программы, разработанной в 1975 году. Другой (но не единственной) ветвью, была ракета-носитель среднего класса «Зенит». Это, по сути, доработанная первая ступень ракеты «Энергии».

Ракета "Зенит"

Легко ли создать многоразовый космический корабль и сверхтяжелую ракету-носитель? Некоторые умники всё никак не успокоятся и продолжают поливать СССР грязью. Одна из их любимых песен - о страшной отсталости советской науки и техники не только от США, но и от Европы. Видимо они считают, что «Буран» был чугунного литья, напильниками его доработали дышащие перегаром слесари на ближайшей машинно-тракторной станции. А создать такую и даже лучшую систему может любая Швеция. Но что-то ничего такого не слышно. Даже объединенной Европе нужно очень и очень напрячься, чтобы повторить созданное в СССР двадцать лет назад. И не факт что получится. Ни французский «Гермес» (и близко несравнимый с «Бураном») ни «Хотол», ни «Зенгер» не были реализованы. Это сложнее чем создание А-380. Да и о японском многоразовом космическом корабле «НОРЕ» ничего не слышно.

Всего в программе «Энергия-Буран» было задействовано сотни КБ, НИИ, заводы, военные, академия наук СССР и академии союзных республик. Это более 1200 организаций и миллион человек во всех отраслях промышленности. Только попробуйте представить масштаб организационных проблем!

Продолжение следует...