Наука и техника
 

«Энергия-Буран». Гонка на земле и в космосе

Ан-225 - "Буран"

На специализированных форумах часто вспыхивают споры о системе «Энергия-Буран». Основные тезисы противников этой системы:

  1. Она скопирована со «Спэйс-Шаттл».
  2. Скопирована не так.
  3. Она хуже.
  4. Она была ненужна.

К этому приплетают еще и проблемы экономики позднего СССР. Хотя это чисто обывательские штампы, легко опровергаемые элементарными цифрами. Советую почитать соответствующую главу из мемуаров Б.И. Губанова.

Действительно, «Буран» создавался как симметричный ответ американскому челноку. На момент выхода постановления о начале работ, в 1976 году, не только СССР, но и сами американцы толком не представляли возможности военного применения «Спэйс Шатл» (достаточно сказать, что первоначально НАСА рассчитывала производить до 60 запусков в год, реально получилось не более 11).

Были аналитики, которые утверждали, что никакой особой угрозы нет, но ведь были и другие мнения. Поставьте себя на место тогдашнего руководства СССР. О будущих недостатках «Спэйс Шаттл» вам ничего не известно. Только-только достигнут стратегический паритет, а до этого угроза ядерной войны висела над страной дамокловым мечом. Но есть вероятность того, что в результате осуществления своей программы потенциальный противник получит решающее военное превосходство. По крайней мере, в космическом пространстве. Вы бы смогли с легкой душой проигнорировать потенциальную угрозу стране? Учтите, что эти люди не были временными «эффективными менеджерами», у них не было счетов и недвижимости за границей. Многие из них воевали и хорошо помнили 22-ое июня 41-го.

Неудивительно, что было дано задание спроектировать космический самолет, способный доставлять и снимать с орбиты 20-30 тонные грузы. Для того, чтобы была возможность зеркально ответить на действия вероятного противника в космосе. В результате он и был создан.

Сейчас, почитав википедию и нахватавшись шаблонов-мемов, очень легко судить об ошибках того времени. Тем более, не неся никакой ответственности.

А насчет схожести: «Буран» и американский челнок схожи не более чем F-16 и Миг-29. Приблизительно похожие ответы на похожие задачи, в условиях дефицита времени. Это ответ на первую претензию.

Поскольку у НПО «Энергия» была разработана космическая программа, предусматривающая создание ряда ракет, в том числе и сверхтяжелой ракеты (а в области мощных твердотопливных двигателей СССР на тот момент серьезно отставал от США), то была выбрана схема с ЖРД.

Отказ от расположения маршевого двигателя на космическом самолете был обусловлен отсутствием большого опыта в создании кислородно-водородных двигателей. Не было уверенности, что в приемлемые сроки удастся создать мощный многоразовый двигатель. Вероятно, это было связано еще и с тем, что в СССР не было самолета с грузоподъемностью, сравнимой с Boeing 747. И могли возникнуть трудности с доставкой корабля на космодром. А без маршевого, тяжелого двигателя можно было обойтись существующими самолетами. Ан-124 еще только создавался.

"Спэйс Шаттл" на спине с Boeing 747

Зачастую махровые русофобы и антисоветчики любят имевшиеся отставания СССР представлять закономерностью советской системы, а опережения - случайностью. Если вообще признают их за таковые.

Но не следует забывать, что с 1945 года разрушенную страну заставили вступить в противостояние с первой экономикой мира. А в дальнейшем ей пришлось противостоять всем странам «золотого миллиарда». Детали для того же Boeing 747 производят в 33 странах мира. За последние 20 лет своего существования СССР инвестировал (скорее, безвозмездно вложил) в экономики стран социалистического содружества 80 млрд. долларов. США за тот же период с помощью выстроенной неоколониальной системы вытянули из стран третьего мира ресурсов на 800 млрд.

А научно-технические исследования и разработки стоят весьма и весьма немалых денег. Тем более, в космической отрасли. Было бы чудом, если бы СССР опережал всех и во всём. Достаточно того, что он достиг паритета и обеспечил свою военную безопасность. А во многих направлениях и захватил лидерство. Это ответ на вторую претензию.

"Мрия" и "Буран" в воздухе

В результате осуществления программы «Энергия-Буран» СССР получил систему, которая могла решать широкий круг задач. И для «Бурана» при дальнейшем освоении космического пространства нашлись бы задачи. Тем более, они нашлись бы и для ряда разработанных ракет. Естественно, что средние ракеты «Зенит» запускаются чаще, а тяжелые и сверхтяжелые нужны только тогда, когда на орбиту требуется вывести что-то помассивней. Никто ведь не рассчитывал, что освоение околоземного пространства остановится на выводе спутников, космическом туризме и неспешном ковырянии на МКС. Хотя, как раз «Энергия» очень бы пригодилась при создании орбитальных станций. Система «Энергия-Буран» имела больше возможностей по сравнению со «Спейс Щаттл». Это ответ на третью и четвертую претензию.

Космическая станция "Мир"

А если взглянуть более широко, то получится, что к 15 ноябрю 1988 года СССР ликвидировал отставание по твердотопливным и кислородно-водородным двигателям, завершил создание сверхтяжелого грузового самолёта Ан-225, имел сверхтяжелую ракету-носитель, многоразовый космический корабль, надежные космические корабли «Союз» и «Прогресс», космическую станцию третьего поколения и опыт продолжительных космических полётов. А в распоряжении США к этому времени был только не летавший два года (после аварии «Челленджера») «Спейс Шаттл».

Продолжение следует...